Результаты опытно- экспериментальной деятельности
учителя начальных классов Назарян Л.Ю.
по теме
«Оптимизация учебного занятия как одно из основных условий успешной реализации компетентностной модели образования»
Программа и процедура опытно – экспериментальной работы на базе ГУ «ФМЛ …» Тема ОЭР: «Оптимизация учебного занятия как одно из основных условий успешной реализации компетентностной модели образования» Проблема: С одной стороны, объективность требует обновления содержания образования, с другой стороны – в образовании еще преобладает знаниевый подход, который является одним из сдерживающих факторов обновления. Объект: образовательная среда ГУ «Физико – математический лицей отдела образования акимата города Костаная». Предмет: процесс оптимизации учебного занятия на основе информационно-смысловых элементов текста. Цель: выбор наиболее эффективных методов и средств, обеспечивающих оптимизацию объема и сложности учебного материала. Задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по оптимизации процесса обучения.
- Оценить состояние учебно-воспитательного процесса в образовательной среде ГУ «Физико – математический лицей…».
- Экспериментально отобрать наиболее эффективную систему мер по оптимизации учебного занятия.
- Создать электронные учебники на основе информационно-смысловых элементов текста.
- Внедрить результаты эксперимента в практику работы ГУ «Физико – математический лицей…».
Гипотеза: Учебное занятие будет более эффективным, если учитель в учебном процессе будет не только реализовывать методы и приемы, направленные на оптимизацию учебного занятия, соблюдая при этом определенные методические принципы, но и целенаправленно будет формировать на основе диагностики и прогнозирования готовность учащихся оптимизировать свою учебную деятельность посредством осуществления ими способов оптимизации учения. Характер эксперимента: прикладной. Тип эксперимента: проектно – исследовательский, поисковый эксперимент, т.к. служит поиску системы мер, методов, приемов оптимизации образовательной деятельности, на основе научного осмысления причин перегрузки учащихся, механизмов ее преодоления, а главное, формирования механизма ее недопущения в будущем. Вид эксперимента по общим условиям проведения: естественный, т.к. проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. По сравнению результатов: независимый, т.к. эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы. Субъекты эксперимента: все субъекты образовательного пространства ГУ «ФМЛ…». Этапы опытно – экспериментальной работы: 1 этап – диагностико – прогностический – 2005 – 2006 учебный год Цель: Выявить возможности образовательного пространства ГУ «Физико – математический лицей…» для оптимизации учебного занятия на основе информационно – смысловых элементов текста. Задачи:
- Провести теоретический анализ научно – методической литературы по проблеме.
- Сформулировать тему исследования.
- Поставить цели и задачи исследования.
- Сформулировать гипотезу исследования.
- Изучить и проанализировать состояние образовательного пространства гимназии.
- Дать теоретическое обоснование необходимости оптимизации учебного занятия на основе информационно – смысловых элементов текста.
Методы и методики, применяемые на первом этапе опытно – экспериментального исследования:
- Наблюдение.
- Анкетирование учащихся, учителей, родителей.
- Изучение школьной документации.
- Тестирование.
- Беседы.
Предполагаемый результат первого этапа:
- Разработка программы опытно – экспериментальной деятельности.
2 этап – организационный – 2006 – 2007 учебный год Цель: Создание условий для успешной реализации опытно – экспериментальной деятельности по оптимизации учебного занятия на основе информационно – смысловых элементов текста. Задачи:
- Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.
- Определить кадровое обеспечение эксперимента.
- Разработать методическое сопровождение экспериментальной деятельности.
- Определить необходимую длительность проведения эксперимента.
- Разработать отраслевые программы опытно – экспериментального исследования.
- Отобрать конкретные методики для изучения начального состояния экспериментальных объектов.
- Определить критерии, по которым можно судить об изменениях в экспериментальных объектах под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
- Создать систему отслеживания эффективности педагогических воздействий на экспериментальные объекты.
- Проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения.
Методы и методики, применяемые на втором этапе опытно – экспериментального исследования:
- Наблюдение.
- Анкетирование учащихся, учителей, родителей.
- Изучение школьной документации.
- Тестирование на основе измерителей обученности по предметам.
- Методика определения степени обученности (Зубков).
- Методика определения зависимости показателя усвоения от количества ИСЭТ (Подласый И.П.)
- Методика определения уровня требований педагога (Кучеренко Е.А.).
- Социологические методы:
- тест Кеттела; - тест на определение общего уровня развития «КОТ»; - тест на определение состояния здоровья; - тест на определение ценностно – ориентировочных представлений. Предполагаемый результат второго этапа: 1. Детализация и конкретизация целей и задач экспериментальной деятельности. 2. Создание модели мониторинговых исследований опытно – экспериментальной деятельности. 3. Разработка отраслевых программ с учетом специфики отдельных предметов. 3 этап – практический – 2007 – 2008 учебный год – 2014-2015 учебный год Цель: Экспериментально доказать эффективность применения информационно – смысловых элементов текста для оптимизации учебного занятия. 4 этап – обобщающий – 2015 – 2016 учебный год.
Результаты опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2008-2009 уч.г. | Результаты опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2009-2010 уч.г. | Результаты опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2010-2011 уч.г. | Результаты опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2011-2012 уч.г. | Результаты опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2012-2013 уч.г. |
Разработаны компетентностные задания и ИСЭТы. Распределение ИСЭТов в равной дозе на каждую тему. | Разработаны тренировочные упражнения и электронные презентации на основе ИСЭТов к каждой теме уроков русского языка. | Создано электронное пособие по русскому языку.Лицензирование и получениеISBN номера. | Изучение новой программы, для создания электронного пособия –тренажер для учеников Разработаны электронные презентации на основе ИСЭТов по каждой теме.Апробация тренажера на уроках в классе. | Продолжение работы над тренажером по математике.Работа и создание УМК «Литература»Сбор информации по авторам, разработка дизайна. |