Понедельник, 16.07.2018, 18:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Распространение ППО.Самоанализ педагогической деятельности.

Главная » Файлы » Мои файлы

Обобщение педагогического опыта
15.07.2015, 20:50

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА   ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 Тема педагогического опыта:  Метод проектов как средство формирования и развития    функциональной грамотности младших школьников.

 Уровень опыта по степени новизны: Одним из направлений модернизации всей системы образования  является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение в обучении компьютера в сочетании с интерактивной доской, мультимедийным проектором и другими средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая  каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. 

 В настоящее время, когда наша казахстанская школа переходит на личностно-ориентированное обучение, направленное не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции роль ИКТ становится едва ли не главенствующей. Применение проектной  технологии  не только облегчает усвоение учебного материала, но,  и представляет, новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Цель педагогического опыта:

  • Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям
  • Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе
  • Формировать класс как учебное сообщество
  • Развивать учебно-познавательную мотивацию
  • Развивать индивидуальность каждого
  • Привлечь внимание родителей
  • Реализовать право ребенка на творчество

8. Краткое описание опыта (системы работы, отдельных приемов или методов):

Проектирование  помогает  формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Такая деятельность,  на начальном этапе обучения, позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

При организации  проектной деятельности в начальной школе  я  учитываю психолого-физиологические особенности младших школьников.

У  учащихся этого возраста   наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру.

Темы  детских проектных  работ  я выбираю   в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей.   Для проекта требуется значимая  проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу.

-  Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваю 1-2 неделями в режиме  урочно - внеурочных занятий или  одним или  сдвоенными уроками. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличиваю   от 1 до 2-3 месяцев.

-Структура проекта  Дети  не  способны к длительной самостоятельной работе  без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и  нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания  мотивации и  руководства организацией проекта    младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания  и продолжительности работы над проектом. Огромная роль при разработке проектов имеют родители.

-  Проектирование  В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с  научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения,  планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе.  

-  Партнерство в рамках инициативного проекта

Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии со школьной программой и государственными стандартами образования РК,  партнерами являются кафедра начальных классов ГУ «Физико-математический лицей», Сеть творческих учителей,  Летняя школа Microsoft « Партнёрство в образовании» , в рамках программы

Intel- Обучение для будущего разработан сетевой проект,    в рамках прохождения курсов «Развитие информационно-образовательной среды ».

Кто и когда изучал: Обобщение на уровне городского методического объединения, проведение областных  семинаров  для учителей города, выступление на секции городского методического объединения учителей  начальных классов.мастер-классы для учителей  начальных классов  по  данной технологии.  

-Материалы областных  семинаров. -Публикация работ  в сети Интернет -Создание блога по проектной деятельности  «Учимся проектировать и исследовать»  http://proekn.blogspot.com/ -Создание блога учащимися по предмету «Познание мира» http://kalinino74.blogspot.com/ - Создание Сайта учителя начальных классов http://lynam.ucoz.kz/ -Создание Сайта  кафедры учителей начальных классов https://sites.google.com/site/nacklassi/home -Создание  Электронного портфолио     http://nazaryan.fmlkst.kz/?page_id=80 Экспертное заключение: ППО  рекомендован для  внедрения  в УВП; систематизировать материал и представить на Экспертный совет.  Последователи: члены МО учителей  ГУ «Физико-математический лицей…»,  города, сообщество  учителей в сети интернет.   Эффективность опыта: - формирование  мотивации к познавательной деятельности, к развитию интеллекта, самообразованию; - развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности; - повышение качества знаний учащихся - лицензирование авторских работ, используемых учителями города и области. - 30  призовых мест в конкурсе исследовательских проектов «Зерде» городского  регионального , республиканского уровней -1 место в областном конкурсе  инноваций

Выводы, рекомендации: Передовой педагогический опыт , представленный учителем имеет большую практическую ценность, может быть изучен и передан педагогам как внутри МО, так и участникам ШПО и семинаров для участников курсов повышения квалификации.

Эффективность ППО доказана результативностью учащихся, занимающих призовые места в городских  , городских и областных конференциях НОУ . Опыт работы представляет ценность, т.к. данная система работы учителя  делает  процесс  изучения  предметов   современным,  эффективным, ориентированным на каждого ученика в отдельности, а  главное, расширяет знания учащихся .

Сведения об обобщении

и распространении  педагогического опыта

2007 -2008     2008-2009       2009-2010       2010-2011                   2011-2012                     2012-2013
  • Участие в городском семинаре «Развитие познавательных способностей учащихся младших классов»- мастер-класс урок  по математике
  • Выступление на педагогическом совете «Развитие интеллекта на уроках русского языка»
  • Статья в научном журнале «Вестник КГПИ»   « Оптимальные    приемы чтения»
………………………………………………………………..........................................................
  • Творческий отчёт на кафедре «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»
  • Конкурс «Учебно-методическое обеспечение урока»
          ( 1 место в составе тв.группы)  Лицензия №№ КСТ № 0944 от 24.04.2009 ……………………………………………….…………….............................................................
  • Областная  стажировка ИПК «Организация проектной деятельности младших школьников»- открытый урок
  • Участие в конкурсе IT- технологий «Лучший сайт учителя», сертификат
  • Выступление на заседании кафедры «Развивающее обучение: каким ему быть?»
………………………………………………………………........................................................
  • Выступление на заседании кафедры «Изучение концепции 12-летнего образования»
  • Выступление на педагогическом совете  «Использование IT-технологий в деятельности   учителя начальных классов»
  • Участие в республиканской экспертизе учебной литературы для начального образования
  • Конкурс  IT-технологий 2 место в номинации «Лучший сайт учителя»
……………………………………………………………….......................................................
  • Августовская городская конференция  учителей. Выступление на  секции руководителей.
  • Выступление на заседании кафедры  « Портфолио достижений ученика начальной школы  как средство создания ситуации успеха  (обмен опытом работы, выставка портфолио»
  • Областной семинар  учителей, докладчик   «Особенности курса  « Основы проектно- исследовательской  деятельности» в начальных классах»
  • 1 место   в городском  фестивале  методических идей  в номинации «Руководитель    методического объединения»
  • 1 место в Областном  конкурсе авторских методических пособий , разработок уроков самопознания «Сердце отдаю детям» - Лучший дидактический материал к урокам самопознания  «Самопознание 1 класс»
  • 3 место в городском конкурсе  IT-технологий, Лучший электронный  образовательный ресурс «Самопознание. 2 класс»; 
  • Получение ISBN номеров на электронные пособия.
  • Обобщение опыта «Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников». Мастер – класс.
……………………………………………………………….........................................................
  • Городской конкурс «Учитель года 2012»  - Гран-при
  • Республиканский Совет профсоюза работников образования и науки РК. Мастер-класс
  • Участие на портале "Образовательная Галактика Intel",  разработка  сетевого проекта , сетевой проект.
  • Публикация  материалов  в Интернете.
  • Создание блога по Познанию мира  «Клуб любителей животных » http://kalinino74.blogspot.com/
  • Создание блога по проектной деятельности  «Учимся проектировать и исследовать»           http://proekn.blogspot.com/ .
ТЕМА: Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников. ЦЕЛЬ:

Теоретическое и экспериментальное обоснование модели урока, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Усиление внимания к термину функциональная грамотность обусловлено проводимыми международными исследованиями достижения ожидаемых результатов образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematic sand Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programmer for International Student Assessment).

Рекомендации TIMSS, PISA рассматриваются в мире как  содержание обновления образования, его приближение к заказу современного общества. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-развивали бы в первую очередь ОУУН: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

-были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем , а также  способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

ЗАДАЧИ
  • Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям
  • Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе
  • Формировать класс как учебное сообщество
  • Развивать учебно-познавательную мотивацию
  • Развивать индивидуальность каждого
  • Привлечь внимание родителей
  • Реализовать право ребенка на творчество

Предварительный анализ теоретического состояния проблемы и образовательной практики позволил выдвинуть гипотезу о том, что через использование проектной деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств младшего школьника таких как:

-умение работать самостоятельно; - умение работать сообща; - способность быть полноправным членом коллектива; - быть терпимым к своим товарищам.

          Т.к. проектная деятельность – это хороший инструмент для  развития функциональной грамотности  младших школьников, их творческих способностей , совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.

Результаты опыта Характеристика имеющихся результатов инновационной деятельности по проекту Данный проект реализуется с сентября 2008 года. Результативность данного проекта проявилась при итоговом контроле качества знания учеников по литературному чтению и познанию мира – 100 %.  Характеристика внедрения передового опыта   На городском МО начальных классов данный проект был рассмотрен и оценен положительно и рекомендован для использования.  Использовался на занятиях курсов и уроках .  Партнерство в рамках инициативного проекта

Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии со школьной программой и государственными стандартами образования РК,  партнерами являются кафедра начальных классов ГУ «Физико-математический лицей», Сеть творческих учителей,  Летняя школа Microsoft « Партнёрство в образовании» , Intel- Обучение для будущего .

 

Этапы освоения методики организации проектной деятельности учащихся.

Этап Содержание деятельности Результат работы Оформление результата
1 Пилотный 1.Изучение литературы по теме2. Утверждение темы самообразования на год «Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников»3.Организация творческой группы учителей по подготовке проектов4. Проведение пробных проектов . Изучены теоретические и методические аспекты технологии проектной деятельности.Определены потенциальные проблемные моменты в организации проектной деятельности -Папка с материалами, статьями, ссылками по данной проблеме-Формы «Методическая разработка проекта», «Портфолио проекта»
2 Эксперимент
  1. Фиксация накопленного опыта в нормативных документах, технологических схемах, методических разработках
  2. Проведение уроков-проектов, проектной недели. Отработка практико-ориентированного типа проектов
Осуществлено овладение всей творческой группой методикой организации проектной деятельности -Положение о проектной неделе и о конкурсе проектов-Методические материалы по подготовке проектов-Банк проектных работ учащихся
3 Переход в режим функционирова-ния 1.Отработка исследовательского типа проектов2.Реализация различных типов проектов с целью внедрения проектной деятельности в классно-урочную систему.( мини-проекты на уроках, проекты продолжительностью 5-6 уроков)3.Проведение школьного семинара-практикума «Проектная деятельность на уроке»4.Издание материалов и методических наработок учителей Зафиксированы-(документально и практически) все накопленные наработки.Определена степень возможности сочетание проектной деятельности и классно-урочных форм организации учебного процесса. - Материалы школьного семинара.Подборка «Лучшие проекты года»-Выступление на заседании городского МО
4. Распрос-транение опыта
  1. Отработка информационного типа проектов, включая сетевые проекты
  2. Подготовка и проведение областных семинаров, стажировок «Система организации проектной деятельности в начальной школе»
  3. Подготовка публикаций.
4.Создание сайта ориентированного на проектную, исследовательскую деятельность учащихся. 5.Создание блога по Познанию мира.  
Осуществленоитоговое обобщениеи теоретическое осмысление опыта, накопленного на кафедре начальных классов.Созданопыт организации электронных,сетевых телекоммуника-ционных проектов - Материалы областного семинара- 30  призовых мест в конкурсе исследовательских проектов «Зерде» городского , регионального,республиканского уровней-Публикация работв сети Интернет-Создание блога по проектной деятельности  «Учимся проектировать и исследовать»  http://proekn.blogspot.com/-Создание блога учащимися по предмету «Познание мира» http://kalinino74.blogspot.com/- Создание Сайта учителя начальных классов http://lynam.ucoz.kz/ -Создание Сайта  кафедры учителей начальных классов https://sites.google. com/site/nacklassi/home -Создание Электронного портфолио http://nazaryan.fmlkst.kz/?page_id=80 -1 место в областном конкурсе  инноваций
  Ежегодно Обучение вновь пришедших учителей, коллег города методике организации проектной деятельности учащихся   Наставничество

ВЫВОДЫ:

         В процессе работы над  темой у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков: а)мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 40 % до 7 0% учеников); б) поисковые: (умеют находить информацию 90% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы  100% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 60 % учеников).                Анализ деятельности учащихся, опрос родителей и педагогов показал,  что использование проектных технологий позволяет повысить интерес к обучению, расширить кругозор, сформировать потребность изучать предметы на основе компьютерных технологий, повысился уровень познавательного интереса.              Проведение тестирования и статистической обработки результатов исследования, подтвердили эффективность предлагаемой методики обучения, что  свидетельствует о том, что разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять на улучшение качества образования.              Проектирование  помогает  формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения,  позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.     БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ :  - Продолжить работу по развитию функциональной грамотности  при помощи проектных технологий. -Вовлечение учащихся в создание   сетевых проектов, использование   ресурсов интернета WEB 2.0:  http://albooka.com/AdeInstall/Index- электронная книга, http://learningapps.org/create.php-  электронные задания (ЦОР), http://wikiwall.ru/ -  электронная газета.  
Категория: Мои файлы | Добавил: arkalik
Просмотров: 217 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт