Суббота, 17.11.2018, 09:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Результаты исследовательской работы

Результаты  опытно- экспериментальной деятельности

учителя начальных классов Назарян Л.Ю.

по теме

«Оптимизация учебного занятия   как одно из основных условий успешной реализации компетентностной модели образования»

 Программа и процедура  опытно – экспериментальной работы   на базе ГУ «ФМЛ  …»  Тема ОЭР: «Оптимизация учебного занятия как одно из основных условий успешной реализации компетентностной модели образования» Проблема: С одной стороны, объективность требует обновления содержания образования, с другой стороны – в образовании еще преобладает знаниевый подход, который является одним из сдерживающих факторов обновления. Объект: образовательная среда ГУ «Физико – математический лицей отдела образования акимата города Костаная». Предмет: процесс оптимизации учебного занятия на основе информационно-смысловых элементов текста. Цель: выбор наиболее эффективных методов и средств, обеспечивающих оптимизацию объема и сложности учебного материала. Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по оптимизации процесса обучения.
  2. Оценить состояние учебно-воспитательного процесса в образовательной среде ГУ «Физико – математический лицей…».
  3. Экспериментально отобрать наиболее эффективную систему мер по оптимизации учебного занятия.
  4. Создать электронные учебники на основе информационно-смысловых элементов текста.
  5. Внедрить результаты эксперимента в практику работы ГУ «Физико – математический лицей…».

Гипотеза: Учебное занятие будет более эффективным, если учитель в учебном процессе будет не только реализовывать методы и приемы, направленные на оптимизацию учебного занятия, соблюдая при этом определенные методические принципы, но и целенаправленно будет формировать на основе диагностики и прогнозирования готовность учащихся оптимизировать свою учебную деятельность посредством осуществления ими способов оптимизации учения. Характер эксперимента: прикладной. Тип эксперимента: проектно – исследовательский, поисковый эксперимент, т.к. служит поиску системы мер, методов, приемов оптимизации образовательной деятельности, на основе научного осмысления причин перегрузки учащихся, механизмов ее преодоления, а главное, формирования механизма ее недопущения в будущем. Вид эксперимента по общим условиям проведения: естественный, т.к. проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. По сравнению результатов: независимый, т.к. эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы. Субъекты эксперимента: все субъекты образовательного пространства ГУ «ФМЛ…». Этапы опытно – экспериментальной работы: 1 этап – диагностико – прогностический – 2005 – 2006 учебный год Цель: Выявить возможности образовательного пространства ГУ «Физико – математический лицей…» для оптимизации учебного занятия на основе информационно – смысловых элементов текста. Задачи:

  1. Провести теоретический анализ научно – методической литературы по проблеме.
  2. Сформулировать тему исследования.
  3. Поставить цели и задачи исследования.
  4. Сформулировать гипотезу исследования.
  5. Изучить и проанализировать состояние образовательного пространства гимназии.
  6. Дать теоретическое обоснование необходимости оптимизации учебного занятия на основе информационно – смысловых элементов текста.

  Методы и методики, применяемые на первом этапе опытно – экспериментального исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Анкетирование учащихся, учителей, родителей.
  3. Изучение школьной документации.
  4. Тестирование.
  5. Беседы.

Предполагаемый результат первого этапа:

  1. Разработка программы опытно – экспериментальной деятельности.

2 этап – организационный – 2006 – 2007 учебный год Цель: Создание условий для успешной реализации опытно – экспериментальной деятельности по оптимизации учебного занятия на основе информационно – смысловых элементов текста. Задачи:

  1. Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.
  2. Определить кадровое обеспечение эксперимента.
  3. Разработать методическое сопровождение экспериментальной деятельности.
  4. Определить необходимую длительность проведения эксперимента.
  5. Разработать отраслевые программы опытно – экспериментального исследования.
  6. Отобрать конкретные методики для изучения начального состояния экспериментальных объектов.
  7. Определить критерии, по которым можно судить об изменениях в экспериментальных объектах под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
  8. Создать систему отслеживания эффективности педагогических воздействий на экспериментальные объекты.
  9. Проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения.

Методы и методики, применяемые на втором этапе опытно – экспериментального исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Анкетирование учащихся, учителей, родителей.
  3. Изучение школьной документации.
  4. Тестирование на основе измерителей обученности по предметам.
  5. Методика определения степени обученности (Зубков).
  6. Методика определения зависимости показателя усвоения от количества ИСЭТ (Подласый И.П.)
  7. Методика определения уровня требований педагога (Кучеренко Е.А.).
  8. Социологические методы:

- тест Кеттела; - тест на определение общего уровня развития «КОТ»; - тест на определение состояния здоровья; - тест на определение ценностно – ориентировочных представлений. Предполагаемый результат второго этапа: 1. Детализация и конкретизация  целей и задач экспериментальной деятельности. 2. Создание модели мониторинговых исследований опытно – экспериментальной деятельности. 3. Разработка отраслевых программ с учетом специфики отдельных предметов. 3 этап – практический – 2007 – 2008 учебный год – 2014-2015 учебный год Цель: Экспериментально доказать эффективность применения информационно – смысловых элементов текста для оптимизации учебного занятия. 4 этап – обобщающий – 2015 – 2016 учебный год.  

Результаты  опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2008-2009 уч.г. Результаты  опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2009-2010 уч.г. Результаты  опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2010-2011 уч.г. Результаты  опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2011-2012 уч.г. Результаты  опытно- эксперименталь-ной деятельности кафедры2012-2013 уч.г.
Разработаны компетентностные задания и ИСЭТы. Распределение ИСЭТов в равной дозе на каждую тему. Разработаны тренировочные упражнения  и электронные презентации  на основе ИСЭТов к каждой теме уроков  русского  языка. Создано электронное пособие по русскому языку.Лицензирование и получениеISBN номера.   Изучение новой программы, для создания электронного пособия  –тренажер  для учеников Разработаны электронные презентации на основе ИСЭТов по каждой теме.Апробация тренажера на уроках в  классе. Продолжение работы над тренажером по математике.Работа и создание УМК «Литература»Сбор информации по авторам, разработка дизайна.

Смотреть электронные пособия по предметам 

Вход на сайт